то, что осталось от блога - теперь есть здесь


Недавно у меня была подработка в одном из известных книжных магазинов этой страны.

Может быть, если интересно, напишу об этом больше, но я просто хочу черкануть одну мысль.

Все хотят денег. Продавцы-консультантам выгодно продать вам вещь подороже, хоть на двести рублей, потому что чем выше продажи магазина, тем выше у них эти  копеечный премии, ради которых они стоят на ногах по 12 часов и не имееют права присесть.

Конечно, мои коллеги при вопросе от покупателя "посоветуйте книжку для ребенка", побегут к стеллажу и найдут там книжку за 1500 рублей (допустим, сказки Андресона), которая будет очень красивой, очень стильной, с экологической краской и прочее. Все самое лучшее - покупателю.  Только вот обычный покупатель такую книжку не возьмет, не только потому что у него денег нет. Он прекрасно понимает подсознательно, что это ему втюривают. Да и вообще люди любят покупать осознанно, если это осознанные личности. Так же и в магазинах косметики, одежды, и так далее.

Он может попросить показать что-то другое и тут у обычной, назовем так скажем, девушки-продавца Лизы - начнет гореть пятая точка.  И вот тут включается маркетинговый ход: всунуть что-нибудь подешевле 1500 рублей, но не до копеечной цены. Аля у нас вот только две таких. Да, иногда такое бывает правда. Но многие популярные книги, начиная от классики, заканчивая до какой-нибудь кулинарии, всегда имеют аналоги. Задача продавца - продать любой ценой, вытянуть деньги, уложиться в сумму продаж дня. Цель покупателя: купить, чтобы потом не жалеть и не сокрушаться.

Три дня стажировки и наблюдением за всем этим делом подбомбили мою совесть. Да, как обычный покупатель. я могу что-то найти сама, без помощи продавца. Но многие полагаются на других.

Поэтому, когда ко мне начали подходить люди, а об этом отдельно, я делала по закону совести, что мне вернулось положительным бумерангом.

Я давала покупателю выбор: вот ваш запрос в разной ценовой категории. Мое дело - показать и подсказать. Не всовывать с пеной рта, а дать выбор. Чтобы человек сам решил, что ему выгодно, чтобы он не краснел, если хочет отказаться от дорогой вещи (что делаю я в магазинах и ловлю эти тупые взгляды). И в 90% случаях книги и канцелярию брали. Потом, конечно, ко мне не раз подходили старшие и говорили: ты делаешь неправильно, надо показывать дороже, ты же хочешь получить премию.

Но моя премия складывалась не от цены одной книги, а от продаж всех книг ценовой категории. И когда человек понимал, что он сознательно покупает вещь, что это для него подходит и что ему это по карману, то доброжетальность больше возрастала для меня и мне искренне говорили спасибо.

А моя совесть меня не мучила.

Продавцы-консультанты бывают разные. Не все готовы снять с вас три шкуры. Не все вам улыбаются в спину, когда вы пришли в магазин и ничего не купили (ибо набивается счетчик посетителей, а продаж мало и от этого многих бомбит), есть даже те, кто будет и хамить, и улыбаться, сжав зубы. Да много разного.

Когда заходите в магазин, будь то книжный, косметика, любой - ставьте цель: хочу купить сознательно вещь. Если чувствуете, что впаривают одно, но вам не нравится: простите аналоги, просите больше. Да, это может быть жестоко по отношению к милым юношам и девушкам за прилавком, которые не регулируют эти запредельные цены, а просто пытаются выжить. Если чувствуете, что вам это не нужно: ищите сами, так будет проще для вас и меньше негатива в вашу сторону. Всегда можно найти аналог. Понятное дело, иногда нужно положиться на мнение, но не бойтесь отказываться от чего-то, если вам покажется, что это будет грубо, стыдно. В магазине не должно быть таких чувств.